ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ПОЛИФОНИЯ ЮЛИИ СЕЛАВРИ

14
Октябрь

Главный художник Екатеринбургского театра кукол, яркий, самобытный и своеобразный мастер Юлия СЕЛАВРИ — член Союза художников РФ, член AIAP UNESCO, член Союза театральных деятелей РФ (ВТО), председатель секции художников театра и кино Свердловской области ВТОО СХР. В составе группы художников она представляет театрально-декорационное искусство Уральского региона в энциклопедии «Изобразительное искусство Российской Федерации». Награждена почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации «За большой вклад в развитие культуры России» и серебряной медалью «Духовность. Традиции. Мастерство» Союза художников России.
Нынче у Юлии Селаври — юбилей.

 

За годы работы в театре Юлия Владимировна создала ряд работ, которые, несомненно, оставят свой след в истории театрального искусства и театра кукол в частности. Оформила более 50 спектаклей, в том числе: «Дон Жуан», «Карлик Нос», «Старая добрая сказка», «Баллада о морской царевне», «Серебряное копытце», «Чайка», «Кукольный город», «Снежная королева», «Кружевная сказка», «Алиса/аlice.net», «Frau Holle, или Госпожа Метелица», «Карлсон, который живет...» и многие другие. Знание предмета «изнутри» позволяет Селаври согласовывать внешнюю образность с техническими возможностями, что обуславливает соответствие эскиза сценическому воплощению. В своих спектаклях Юлия прекрасно сочетает куклу и «живой план», которые существуют на сцене в единстве и взаимодействии.

 

— Каждая работа Юлии Селаври — открытие чего-то нового, будь то неожиданное сценографическое решение, технология или система кукол. Она с увлечением берется за самые сложные технические задачи. Такой подход способствует росту мастерства специалистов производственных цехов театра и, несомненно, дает хорошую почву режиссеру для взращивания и развития актера. Работам Юлии присущи единство стиля, уважение к традициям театра кукол, изящество и легкость, за которыми всегда стоит кропотливый труд настоящего художника, — говорит заслуженный артист РФ, главный режиссер Екатеринбургского театра кукол Евгений Сивко.

 

Художественное решение, найденное Селаври для спектакля«Маленькие трагедии» в постановке Сергея Ягодкина, в очередной раз выявило ее глубокий и серьезный взгляд художника, способного взаимодействовать с драматургическим материалом любой сложности. Эта работа приняла участие в программе VI Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий». Жюри областного театрального фестиваля «Браво!» отметило Ю. Селаври специальным дипломом «За об разное художественное решение спектакля».

 

Сергей Ягодкин, главный режиссер Магнитогорского театра куклы и актера «Буратино», сказал: «На мой взгляд, в работе режиссера и художника самое главное — это доверие. Юлия не только доверяет замыслу, но и облагораживает его эстетически выверенной формой, которую в процессе реализации точно соблюдает. Воля, пространственное мышление, чувство стиля — лишь малая доля качеств художника Юлии Селаври».

 

Сложную задачу пришлось решать Юлии и в работе над спектаклем «Ромео и Джульетта»: найти художественный эквивалент замыслу режиссера Олега Жюгжды, далекому от хрестоматийного прочтения. С очевидностью можно назвать эту работу удачной — в спектакле создана изобразительная полифония в подборе кукол разных систем наряду с использованием масок, больших кукол-манекенов и драматической актерской игры, что позволило создать яркий и ритмичный видеоряд, материализовать метафоры шекспировского текста, делая его более понятным и интересным современному зрителю. Эта работа Селаври удостоена премии «Браво!» в номинации «Лучшая работа художника».

 

— В работе над «Ромео и Джульеттой» главной задачей, которую я ставил перед художником-постановщиком, было сделать «живыми» и индивидуальными маски-черепа играющих марионеток... С этой практически абсурдной задачей Юлия справилась, по-моему, блестяще! Получились совершенно живые лица, и у зрителей, кажется, ни на минуту не пропадает ощущение, что куклы-скелетики смотрят, улыбаются, меняют мимику, передавая весь спектр шекспировских страстей... А вообще-то главное в Юлии — это высокий профессионализм, местами доходящий до перфекционизма. И, конечно, умение все, что надо, сделать своими руками! — сказал Олег Жюгжда, главный режиссер Гродненского театра кукол

К списку публикаций