«ЙОРИКИ» И ЛЮБОВНИКИ

25
Октябрь

Ромео и Джульетта дебютируют в «пляске смерти»

Обычное для Уильяма ШЕКСПИРА дело — бесстрашное сопоставление жизни и смерти, постоянное и неразлучное их соседство. Достаточно вспомнить Гамлета. Принц Датский бережно брал в руки череп, с нежностью вспоминал любимого шута Йорика, размышляя о бренности земного. В трагедиях, в комедиях, в сонетах — это шекспировская норма. И потому сообщение Театра кукол (ул. Мамина-Сибиряка, 143), что трагическая история веронских любовников будет представлена им 25 октября премьерой в стиле maсabre dance (средневековый жанр «пляска смерти»), культурного шока не вызвало. Хотя подобного на этой сцене не бывало. Да и сама сцена в Малом зале теперь там, где был партер, а зрительские места, соответственно, на бывшей сцене. Зеркальная перемена помогла трёхметровому Ангелу Смерти вознестись над стрельчатыми башнями Вероны…
За два дня до премьеры ВЕ побывал на репетиции. В отличие от бедного Йорика, все действующие лица-куклы обладают не только лицом-черепом, а по канону maсabre dance скелетом в полном наборе. Они, как эта леди Капулетти, беседующая на сцене с дочерью, одеты по моде шекспировских времён. Только два героя предстанут во всей кукольной плоти с человеческими лицами — как эта Джульетта…
Персонажей спектакля «Ромео и Джульетта» играют марионетки в руках актёров. И актёры, в чьих руках эти куклы: Наталья ВОТИНЦЕВА, Марина СТРАЖНИКОВА, Николай БАБУШКИН, Герман ВАРФОЛОМЕЕВ, Роман ЕСИН, Максим УДИНЦЕВ. Все куклы в этой театральной Вероне — скелеты, как персонажи «пляски смерти» в средневековых гравюрах. Только бессмертные любовники сохранили человеческий облик. Причём сценограф спектакля, главный художник Театра кукол Юлия СЕЛАВРИ предупредила нас, что эти две куклы ещё не примерили парики, мы видим их временно безволосыми. В главных ролях — дебютанты: Ромео — Глеб ЯКОВЕНКО, Джульетта — Оксана БОДНАР. Постановщик Олег ЖЮГЖДА в ответ на вопрос ВЕ рассказал, что среди наших артистов состоялся кастинг:
«Такой забавный дистанционный кастинг — я дома, в Гродно, они в Екатеринбурге. В результате решили, что Ромео и Джульетту сыграют в первых сценах совсем молодые, не известные публике артисты. Но не только они. В течение спектакля эти куклы дважды перейдут к другим актёрам. Три внутренних возраста Ромео и Джульетты, а марионетки останутся всё такими же юными».
Директор Театра кукол Пётр СТРАЖНИКОВ напомнил, что если «Ромео» и «Джульетта», выпускники Екатеринбургского театрального института 2014 года, ещё не очень известны зрителям, то возглавляющий Гродненский театр кукол (Республика Беларусь) Олег ЖЮГЖДА, неоднократный номинант «Золотой Маски», очень известен в России и в Европе. Знаком и екатеринбургской публике по спектаклю этого театра «Пиковая дама». Тогда, кстати, и родился замысел шекспировской постановки у нас. «Пиковая…» оказалась на пике триумфа фестиваля «Петрушка Великий-2012» (Гран-при и победы в нескольких номинациях), а «Петрушка…-2014» в сентябре представлял спектакль Жюгжды в Рязанском театре кукол «…и наказанiе», где актёр Василий УТОЧКИН получил награду за лучшую мужскую роль — роль Раскольникова. И вот теперь тот давний замысел осуществляется. Постановка в год 450-летия Шекспира вошла в Федеральную целевую программу «Культура России» и в программу государственной и общественной поддержки театров для детей и подростков под патронатом Президента РФ.
Ещё вопрос постановщику от ВЕ:
«Шекспир на сцене звучит явно не в переводе Бориса ПАСТЕРНАКА. В чьём же?»
— Мы взяли перевод Екатерины САВИЧ — и потому, что он рифмованный, и потому, что пастернаковский общеизвестен, а этот не до такой степени. Кроме Шекспира в спектакле звучит… Шекспир: сонет № 61 в переводе МАРШАКА: «Твоя ль вина, что милый образ твой не позволяет мне сомкнуть ресницы…»
Для Олега Жюгжды «Ромео и Джульетта» — четвёртая шекспировская постановка. До неё были «Трагедия Макбета», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка». Для нашего театра — вторая после спектакля THE HAMLET (деревня), где более 10 лет назад Шекспира перенесли на «российскую почву». Теперь Шекспир у нас в Вероне в исполнении «йориков»-скелетиков с ухмыляющимися черепами под сенью крыльев Ангела Смерти. И только легендарные любовники здесь — бессмертные люди. По мысли режиссёра:
«Только любовь может встряхнуть это мёртвое царство... Потому что если ты не любишь, — ты уже мёртв...»

К списку публикаций