ПРОЕКТ «ОКНО В РОССИЮ» В ИСПАНСКОМ ГОРОДЕ ТОЛОСА

24
Февраль

На что смотрю - тому уподобляюсь...
Кажется, даже организаторы Выставки российских театральных кукол, проходившей с 29 ноября по 8 декабря в рамках Проекта «Окно в Россию» в испанском городе Толоса, не ожидали, что она будет столь впечатляющей и даже потрясающей разнообразием и глубиной таланта российских художников-кукольников.
По объективным причинам выставка, призванная открыть испанцам «окно» в русский театр кукол, была составлена из музейных коллекций лишь трех российских театров. Но подготовленная очень тщательно, хронологически и драматургически продуманно, она, несомненно, оставила впечатление о необычайных потенциальных возможностях российского театра. Опытные сотрудники музея ГАЦТК им С.В.Образцова во главе с Н.А.Костровой свою экспозицию посвятили не столько своему театру, сколько истории театра кукол России в целом. Из запасников музея были отобраны уникальные экспонаты традиционного кукольного театра дореволюционного времени, а также шедевры кукольного искусства всего XX века. Знаменитый Петрушка Ивана Зайцева соперничал с разноликими петрушками З0-х годов, включая Петрушку-красноармейца и перчаточного Гитлера. Изысканные куклы М.Добужинского и Н.Калмакова к спектаклю «Силы любви и волшебства» (1916) соседствовали с классическими персонажами работ художников Ефимовых к «Макбету» (1930). Конечно же, особого акцента были удостоены первые сольные куклы Сергея Владимировича Образцова, с которых начался путь знаменитого Мастера. Куклы из многих его лучших спектаклей представили историю этого уникального явления нашей советской театральной культуры. Но достаточно большую часть экспозиции образцовцев составили куклы, которые в разное время были подарены ГАЦТК — как флагману кукольного искусства — театрами и художниками из разных городов России: Абакана, Архангельска, Братска, Курска, Орла, Иркутска, Вологды, Санкт-Петербурга, Саратова, Саранска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тулы. А перечислить имена авторов этого множества кукольных шедевров не представляется возможным.
Воронежский театр кукол «Шут» привез на выставку работы своих основных художников — Александра Ечеина и Елены Луценко. Именно с ними когда-то вдохновенно и плодотворно работал ныне покойный режиссер-новатор 80-90-х годов XX века Валерий Вольховский. Интересно, что экспозиция воронежцев располагалась на особых станках и подиумах, как бы воссоздавая выразительные мизансцены спектаклей тех лет. Кажется, даже для тех, кто никогда не видел спектаклей В.Вольховского — ни «Озерного мальчика», ни «Мертвых душ», ни «Красу ненаглядную», ни «Се Человек»,— перед глазами возрождались образы этих спектаклей, некогда прославивших Воронежский театр как в России, так и за рубежом. К большому сожалению, Елена Луценко приехать не смогла, но Александру Ечеину с сыном Максимом удалось драматургически точно расположить работы и своей уважаемой коллеги. Попутно хочется заметить, что воронеж¬ские зрители имеют счастье в любое время видеть эти талантливые работы в музейных залах театра, где они находятся в постоянной экспозиции.
И, наконец, Екатеринбургский театр кукол также представил как своих художников — Андрея Ефимова и Юлию Селаври, так и яркие работы замечательного екатеринбургского театрального художника Анатолия Шубина. В небольших, с приглушенным светом залах работы А.Ефимова, кажется, еще больше завораживали своим сюрреалистическим смыслом и изощренной пластикой линий и конструкций. А необыкновенно живописные костюмы и куклы к рождественскому представлению «Свет ликующий» Анатолия Шубина буквально погружали посетителя музея в иной мир, вызывая восторг таинственности и счастья. Работы Юлии Селаври из спектаклей «Буратино», «Дон Жуан», «Синюшкин колодец» и других вносили свою очаровательную мелодию в композицию залов экспозиции Екатеринбургского театра, планировку и монтаж которой она же и осуществляла. Думается, испанские зрители во время необычайно обильного снегопада, обрушившегося на Испанию после отъезда наших кукол на родину, не раз вспомнили виденные ими на выставке «сугробообразные» костюмы, придуманные Юлией Селаври к спектаклю «Серебряное копытце»...
Впрочем, уверена — выставку русских кукол еще долго не забудут испанские счастливчики, как не забудут они и очень разные российские спектакли, показанные в рамках Проекта «Окно в Россию». Это и «Лучшее. Образцов» (ГАЦТК им. С.В.Образцова), получивший высшую оценку детского жюри (а другого фестиваль не предусматривал), «Солдат и ведьма» Воронежского театра «Шут», «Кто разбудит солнышко» Екатеринбургского театра кукол. А также спектакли «Гадкий утенок» Санкт-Петербургского театра «Бродячая собачка» и «История одной куклы» монотеатра «2+КУ-2КУ» Владимира Захарова из Томска, чья уникальная технология куклы вызывала неиз¬менный восхищенный интерес публики, постоянно окружавшей мастера-исполнителя после спектакля.
По оценкам организаторов, выставку посмотрело более 10 тысяч человек. И это, конечно же, не только жители 19-тысячного городка Толоса, но и гости из других городов Испании и близлежащих европейских стран, не считая участников фестиваля из Канады, Китая, Японии, Бразилии и т.д..
Очевидно, что и российские участники, несмотря на усталость, организационные и таможенные сложности, получили настоящее удовлетворение от проделанной работы. Ведь результат был вознагражден восхищением и удивлением зарубежных зрителей.
Хотелось бы описать и красоты чудного городка с горными окрестностями, и гостеприимство, и щедрое угощение хозяев, но самое время поблагодарить всех, кто помог осуществиться этому проекту. Задумывался он в процессе встреч Национальных центров УНИМА. Именно тогда президент Российского центра УНИМА Валерий Шадский предложил Мигелю Аррече — директору Международного фестиваля театров кукол в Толосе «Titirijai» и C.I.T. (Centro de Iniciativas de Tolosa), в то время генеральному секретарю UNIMA, осуществить проект в рамках фестиваля «Titirijai». И стало это возможным при финансовой поддержке и Министерства культуры РФ, и Союза театральных деятелей РФ (ВТО), подразделением которого Российский центр УНИМА является, и, конечно же, местных органов власти Екатеринбурга и Воронежа. К сожалению, выставка театральных кукол — явление единовременное, недешевое и довольно редкое, особенно для России. А как бы хотелось, чтобы у каждого нашего ребенка была возможность чаще видеть настоящее искусство в кукле! Чтобы характер, переданный в пластике куклы, направлял ребенка глубже, ярче видеть и понимать мир, людей, с которыми нужно будет пройти нелегкий жизненный путь. Ведь очевидно — бездушные пластиковые «барби» и монстрообразные «бэтманы» — в этом не помощники.
Помнить бы нам всегда поговорку мудрых предков: «...на что смотрю — тому уподобляюсь»...
Елена Леонидова
СТРАСТНОЙ БУЛЬВАР №10, 2009 г.

К списку публикаций