ВОЛШЕБНАЯ ИГРА МЕТАМОРФОЗ

16
Апрель

… Что произойдет с миром, если исчезнут в нем красота, поэзия? Если мы сочтем ненужной удивительную бесцельность восхищения творением Господа?

На этот вопрос отвечает спектакль «Соловей», премьера которого только что состоялась в Екатеринбургском театре кукол.

Ансамбль из семи актеров, способных легко и виртуозно оживлять куклу, маску, предмет, часть декорации, создать неповторимый сценический образ единого пространства, великолепно провел сцену за сценой, радуя и маленьких, и взрослых зрителей своим мастерством.

Автор – это тот человек, который на основе литературного материала от начала и до конца придумал свой спектакль: какими будут куклы, в каком мире они будут жить, какое волшебство произойдет на глазах у изумленного зрителя. И этот автор – настоящий Волшебник. Зовут его Андрей Ефимов. Он не только актер Театра кукол, но и художник, и режиссер-постановщик.

Его спектакли уже знакомы нашему зрителю. Это всегда мир органичного единства: здесь слово и музыка, кукла и предмет, и нет конца метаморфозам.

Предельный лаконизм куклы и жеста, движения и игры, пластики живых актеров и неожиданных превращений декораций – все воздействует на зрителя и не остается незамеченным.

Когда-то, еще в 20-е годы, в начале нашего столетия знаменитые кукольники Ефимовы (однофамильцы нашего Андрея) доказывали, что театр кукол имеет равное место среди других видов искусств. Ефимовы ведущую роль отводили художнику и развивали мысль о пантомимической основе куклы и ее доминирующем значении. Они создали новые системы кукол и доказали, что кукле под силу серьезный драматургический материал. Эксперименты Ефимовых находят поддержку у современных кукольников. Примером тому могут служить работы Андрея Ефимова.

Пластическая партитура спектакля «Соловей» выстроена ровно и перетекающе из сцены в сцену, как ручей или некая энергия, незаметно переходящая из одного вида в другой. И хотя каждой сцене свойствен собственный ритмический рисунок, грани между ними стерты. Как говорят на Востоке: «кажется, есть, кажется, нет».

Актеры Павел Овсянников и Валерий Бахарев в спектакле «Соловей» преображаются сиюминутно, находя новые пластические приемы, используя различные голосовые окраски для характеристики своих персонажей. Во взаимоотношениях человека и куклы обнаруживается прорыв в глубинную тему происхождения искусства. Художественный язык спектакля очень выразителен. Куклы в руках актеров послушно передают мысли и чувства, у них своя манера реагировать и слушать партнера, своя неповторимая походка. Совершенно удивительным образом задан характер этой походки персонажей при помощи стульчиков (котурнов) на колесиках. Казалось бы прием прост, подсмотрен в жизни, но в какой живой и яркий художественный образ он превращается на сцене!

Так же трансформируются и декорации. Те же стульчики-котурны становятся мостом через бурную реку, тропинкой в лесу, поездом для вельмож, а дворцовые конструкции мгновенно превращаются в китайские фонарики и во многое другое, расширяя возможности кукольной сцены, увлекая игрой движений и метаморфоз.

Актеры в масках и актеры с куклами-артистами прекрасно сочетают искусственное с натуральным. Куклы сохраняют возможность самостоятельного сценического существования и одновременно дают варианты своеобразного единства с актерами, их оживляющими. Так, образ Соловья воплощается Германом Варфоломеевым в живом плане, но на его руке появляется маленькая серая птичка, способная вместить целый мир, без которого тает жизнь могущественного Императора (Анатолий Герасимов).

Особую выразительность создает распахнутое на сцене окно, открытое свободному течению жизни, не управляемой рукой Императора, так же, как вольная песнь Соловья. Эта тайна недоступна китайским вельможам, но открыта простой маленькой девочке с чистым сердцем, способной любить (актриса Галина Дейкина).

При всем богатстве превращений сценическое оформление спектакля лаконично, в нем нет ничего лишнего. Все детали работают как совершенная художественная форма, над чем немало потрудились создатели спектакля, бутафоры и мастера по изготовлению кукол и декораций – в частности, Владимир Овсянников, его сын Павел Овсянников, да и сам Андрей Ефимов.

Посмотрите «Соловья», и вы разделите радость того, что в нашем городе рядом с нами живет такой Мастер, способный дарить волшебство.

К списку публикаций