Наталья Витальевна Вотинцева

актриса

Дата рождения: 10.05.1970

Место рождения:  д. Пирогово, респ.Удмуртия.
Образование: музыкальное училище г. Ижевска, дирижерско-хоровое отделение (1989г.), Екатеринбургский государственный театральный институт по специальности «Актер театра кукол» (1993г., мастер курса засл.деят. искусств С.К.Жуков), Уральская государственная консерватория им. М. Мусоргского, кафедра академического пения (2007г., педагог нар.арт.России Зализняк С.В.).
Творческая биография: По окончании театрального института в 1993 г. пополнила труппу Екатеринбургского театра кукол и по 2003 год сыграла более 20 ролей, став Лауреатом Областного конкурса «Браво!» в номинации «Лучшая театральная работа года» и стипендиатом Министерства культуры Свердловской области. Роли были в основном лирические, но больше всего Наталье нравились те, где нужно было петь, ведь Наталья обладает замечательным лирико-колоратурным сопрано. Вокал и кукла – две любви Натальи Вотинцевой всегда шли рука об руку, но притяжение оперы в какой-то момент оказалось сильнее. Наталья стала студенткой Уральской государственной консерватории им. М.Мусоргского, начала петь в хоре Свердловского Академического театра оперы и балета. Позже получила приглашение от Рязанского музыкального театра и стала его солисткой.
И всё же в 2008 г. вернулась в Екатеринбург, к кукле. Наталья сейчас плотно занята в репертуаре, вновь радует зрителей участием в спектаклях «Картинки с выставки», «Про умную собачку Соню», «Сказка фей, или Спящая красавица», «Кружевная сказка», «Теремок», 
«Кто разбудит солнышко».
Н.Вотинцева обладает прекрасными партнерскими качествами. Наиболее ярко это проявилось в спектакле «Ромео и Джульетта», поставленном выдающимся белорусским режиссером Олегом Жюгждой в 2014 году. Здесь всех персонажей бессмертной трагедии «играют» марионетки в руках актеров и актеры в масках. Спектакль сконструирован сложно, куклы переходят к другим актерам, словно юные герои за краткое время проживают огромную жизнь. Спектакль играется в камерном пространстве, здесь каждый нюанс, каждая интонация, каждое пластическое движение должны быть точно выверены и выстроены, и Наталья в этом актерском ансамбле справляется со своей партитурой блестяще.
После ухода из жизни великого Мастера – заслуженного деятеля искусств РФ, педагога, заведующего кафедрой театра кукол Екатеринбургского государственного театрального института С.К.Жукова, Наталья «подхватила» его студентов, продолжая дело своего учителя. Выпустила два курса. Также Н.Вотинцева преподавала вокал, не расставаясь с увлечением музыкой и пением. В её багаже сольные программы, в которых она исполняет романсы, песни советских композиторов, арии из опер и оперетт.
Н.Вотинцева в 2023 году отметила 30-летие творческой деятельности, она является членом СТД РФ с 1998 года, активно участвует во всех проектах театра, пользуется большим уважением в коллективе.
Премии и награды: Лауреат фестиваля «Сирин» (1996 г.)
Лауреат фестиваля «Браво!» в номинации «Лучший актёрский ансамбль» (1997 г.)
Стипендия Министерства культуры Свердловской области (2004 г.)
Почетная грамота администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга (2012 г.)

Благодарственное письмо Администрации города Екатеринбурга (2015 г.)
Лауреат VIII Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий» в номинации «Лучший актерский ансамбль» (спектакль «Ромео и Джульетта») (2016 г.)
Почетная грамота Управления культуры Администрации города Екатеринбурга (2017 г.)
Благодарственное письмо Министерства культуры Свердловской области (2022 г.)

 

НАПЕРЕКОР МИРСКИМ ТРЕВОГАМ
Дом актера закрыл сезон творческим вечером Натальи Вотинцевой, приурочив его ко Дню театра. Если бы повода не было, его бы стоило придумать. С этим согласится каждый, кто слышал голос актрисы в «Дон Жуане» или видел ее в «Картинках с выставки».
У актрисы за плечами дирижерско-хоровое отделение музыкального училища и 14 лет работы в Театре кукол, одном из самых, пожалуй, ярких театров Екатеринбурга, работа в нескольких музыкальных коллективах. Так что в двухчасовой программе нашлось место и ариям, и монологам. Место за роялем заняла композитор Лариса Паутова, давний творческий партнер Натальи.
Первое отделение было посвящено теме детства: непростые вокальные номера и трогательные драматические отрывки неожиданно ввели зрителей в атмосферу не просторной и светлой детской, но полутемной спальни, где, закрывая глаза от сладостного страха, вздрагиваешь при каждом шорохе. Тяга Натальи Вотинцевой к средневековой музыке, отстраненная страстность актера-манипулятора подсказали ей точный выбор репертуара, в котором потусторонность блоковского «Балаганчика» органично сочеталась с приземленной иронией Прокофьева.
Во втором отделении были представлены другие грани таланта актрисы - комическая вокально-драматическая сцена еще из студенческого репертуара (в дуэте с Павлом Овсянниковым), хоровое выступление студентов ЕГТИ (в театральном институте Наталья Вотинцева преподает ансамбль), несколько песен Ларисы Паутовой и Ирины Герулайтис из рок-группы «Торквемада».
Несмотря на обилие планов, среди которых театральный фестиваль в Магдебурге, куда театр кукол повезет «Картинки с выставки», и фестиваль женского рок-вокала в Тюмени (для этой цели «Торквемада» сегодня обновляет репертуар), актриса по-прежнему считает, что далека от максимальной самореализации — значит, будут новые роли и новые песни.
Заканчивая первое отделение отрывком из «Войны и мира» (Наташа Ростова поет для гостей, голосом еще девическим, ломающимся, но уже уверенные в своей красоте), Наталья Вотинцева утверждает силу музыки (шире — искусства) как действенную альтернативу мирским тревогам и суете. Простая, но, очевидно, актуальная идея.

Статья Антона ПАВЛИНОВА, газета «Городские куранты», №2, 4 апреля 2003г.


Участие в репертуаре

Снежная девочка
Собачка Соня
В спектакле заняты
Весна, Принцесса Марженка
Мари, Принцесса
Русалочка (в Подводном мире), Морская ведьма (невеста)
В спектакле заняты
Наф-наф
Вода
Аня
ЦЕРЛИНА, дочь Анны, ЖЕНЩИНА В БЕЛОМ
Коломбина
Фекла, Домра (оркестр)
Матушка Марли
В спектакле заняты
В спектакле заняты
Снегурочка
Маргаритка
Жирафа
В спектакле заняты
Леди Капулетти
Маргаритка
Анидаг, дочь Нушрока
Дзанни
Мисс Брум, служанка феи Омелы
В спектакле заняты
Фея
Фройлян-фрау
Пропащие мальчики
В спектакле заняты
Курочка Ряба
в ролях

Пресса

...И ВОТ УЖ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА

Алла РЯБУХО. журнал КУЛЬТУРА УРАЛА, № 6 (62), июнь 2018 г.

ВИДИМАЯ ИСТОРИЯ, НАПИСАННАЯ НЕВИДИМЫМИ ЧЕРНИЛАМИ

Анастасия МОШКИНА, сайт КУЛЬТУРА.ЕКАТЕРИНБУРГ.РФ, 01 Марта 2018

ВОЗВРАЩЕНИЕ КАК ПРЕМЬЕРА

Екатерина ШАКШИНА, журнал КУЛЬТУРА УРАЛА, №1 (107), январь, 2023 г.

ДОМ, ГДЕ ИГРАЮТ В КУКЛЫ

Лариса НЕМЧЕНКО. Журнал ВИТТА №19 (1998)

ЖИВ, ПЕТРУШКА!

Лариса ПЕТРОВА. "ТЕАТРАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЕКАТЕРИНБУРГ. Культурные события Урала". 25 июня 1999 г.

КУКЛЫ ИГРАЮТ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Марина ШЕЛЕПОВА, газета УРАЛЬСКИЙ РАБОЧИЙ, 10 июня 2015 г.

ЧУДО – ЭТО ДРУЖБА!

Анастасия МОШКИНА, САЙТ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ, 19 Декабря 2016

ШЕКСПИР ТАНЦУЕТ ПЛЯСКУ СМЕРТИ

Екатерина ШАКШИНА, журнал КУЛЬТУРА УРАЛА, №(9)25 ноябрь 2014 г.

«ДОН КИХОТ»: EX LIBRIS ТЕАТРА, ИЛИ СОН-КИХОТ С ШИРОКО ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ

Кира ОСИПОВА, журнал КУЛЬТУРА УРАЛА, № 3 (59), март 2018 г.

«ЙОРИКИ» И ЛЮБОВНИКИ

Екатерина ШАКШИНА, газета ВЕЧЕРНИЙ ЕКАТЕРИНБУРГ, 25 октября 2014 г.