O TEMPORA, O MORES! И ТЕАТР КУКОЛ

04
Октябрь

Чудом назвал факт открытия и проведения Х Международного фестиваля «Петрушка Великий» директор Екатеринбургского театра кукол Петр Стражников. Не иначе, как чудом, именовали событие его участники. В условиях пандемии это — первый театральный фестиваль в Екатеринбурге и юбилейный в истории «Петрушки». К тому же его хозяева, екатеринбургские кукольники, сумели в кратчайшие сроки переселиться из своего театрального дома, поставленного на капитальный ремонт, в «Колизей». Впервые «Петрушка Великий» состоялся на новом месте. Представить публике с 10 по 14 сентября 14 спектаклей 160-ти участников из России, Германии и Франции помогли своими сценами Театр музкомедии, ТЮЗ и «Синара Центр».

«Синара Центр» впервые и первым принял «Петрушку Великого». В его галерее открылась персональная выставка главного художника екатеринбургского Театра кукол Юлии Селаври, лауреата фестиваля прошлых лет. В экспозиции «С куклой по пути» представлены ее работы к пяти спектаклям — разные творческие пути к открытиям на сцене с куклами и людьми. Выставка вышла за «рамки», хотя в афише и обозначено «в рамках фестиваля», продолжалась и тогда, когда «Петрушка...» уже попрощался со зрителями.

На торжественном фестивальном открытии в красивом дворе перед входом Галереи Синара Арт явились Волшебник великого роста с маленьким Петрушкой в руках, Росинант и Дульсинея из екатеринбургского «Дон Кихота» (Гран ­при предыдущего фестиваля), танцующий оркестр Алексан-дра Павлова, зеленые травяные букеты петрушки (с маленькой буквы)... И большой Петрушка, Петрушка Великий, вознесся над нами на высоком балконе, приветствовал, обещал радость и неожиданные открытия.

Обещание сдержал. Путешествием к истокам, к тем, кто тебя любил и надеялся на тебя, рассказывал сказки и помогал войти в реальный мир, стал спектакль «Йуд орол», что значит по-­русски «Ночной караул» (Йошкар-­Ола). Древние духи не покинули марийскую деревню с опустевшими домиками, еженощно устраивают опись имущества, отмечая в амбарной книге: все на месте — и лопата, и ведро... Вот только Олёш отсутствует которую ночь, который год. Вдруг и он вернулся. Его окружают те, с кем он рос, ведут по дороге прошлой жизни с ее обидами и ошибками. И если поначалу спектакль напоминает этнографическое действо, то потом начинается театр. Для меня он вступил в права с короткого диалога Олёша и ведьмы: «Ты меня не боишься?» — «Нисколечко не боюсь. Ведь ты — моя сказка...» Спектакль не настаивает, не поучает: вот, мол, не должны мы это забывать, обязаны все время возвращаться... Нет, не должны и не обязаны, просто однажды возникнет эта потребность, и ты ей ответишь, и можно жить дальше.

«Театр кукол: связь времен» — так обозначена тема десятого фестиваля. Казалось бы, очень общая, всеобъемлющая. Однако от спектакля к спектаклю именно этого фестиваля она обретает конкретность, каждым затейливым «узелком» укрепляет незримую связующую нить традиций и новаторства, старых и новых смыслов. Если еще конкретней, то в фестивальных спектаклях зримо ожила неистребимость во все времена человеческих желаний и способов их достижений. Кто-­то жаждет знаний, кто-­то званий, кому-­то подавай корыто и комфорт, одному — покой и волю, другому — плотские утехи, третьему — свободу... И всем — любовь. Даже в спектакле для малышей «Мама и я» (Ульяновск) Лисенок и Барсук стараются понять, что же такое эта любовь. Ее путь проходит через сердце — боль, страх? «Через желудок» — много-­много вкусной еды? Через поцелуй?..

Ижевский «Ноктюрн для влюбленных» — счастливый ответ на вопрос. Двое (планшетные маленькие куклы с удивительно точными, подробными движениями) встречаются в кафе, слушают музыку, бродят по лесу, рисуют и отправляются на воздушном шаре в дальние страны. Так и хочется сказать — на крыльях любви. Эти двое, полюбив, подарили друг другу весь мир в придачу...В жюри «Петрушки» трудились: главный редактор портала «Культура Екатеринбурга» Елена Азанова, театральный критик, эксперт «Золотой Маски» Владимир Спешков (Челябинск), проректор РГИСИ, исследователь истории театра кукол Анатолий Кулиш, театральный критик, эксперт «Золотой Маски» Арина Шепелева (оба из Санкт­-Петербурга), председатель жюри — известный во всем «кукольном мире» руководитель Всероссийской лаборатории режиссеров театров кукол, режиссер и педагог Владимир Шрайман (Россия — Израиль). Поработали и вынесли решение, исключив некоторые прежние персональные номинации (например, «Лучшая актриса»), объединив в оценке актерские работы в дуэтах, трио, ансамбле. Что ж, это право и мнение судей­-профессионалов. Тем не менее, «Лучший актер» все же был персонально назван.

Макс Шниттгер один был за бога и дьявола, за ангела и Еву, за профессора, чья фамилия начинается на «Ф», как у гётевского доктора Фауста. Один играл всех персонажей «Планеты Эдем» — и виртуозно играл. Жаль, конечно, что спектакль из Германии и французскую постановку «Наперекор ветру» мы увидели не «живьем», а в видеозаписи. Но хорошо, что вообще увидели, обе добавили новых впечатлений, как храбрая девочка в спектакле из Лилля — красок и рисунков в бумажный обезличенный мир.

У нашего «Петрушки...» чего-­чего, а уж «красок» всегда в избытке, и ни одна новая в этой палитре не становится лишней, чуждой. Весь арсенал, которым владеют мастера искусства театра кукол, представлен и освоен. Даже тени и песчинки, как в «Аладдине» екатеринбургского театра ФиМ под руководством Андрея Ефимова. И так необычно, как в «Саде наслаждений» (Karlsson Haus, Санкт ­Петербург). Столь ценимый «Петрушкой» питерский театр — вспомним его «Одиссея», «Ваню» — обошелся совсем без кукол, представив «по Босху» спектакль телесно (буквально). Здесь сад становится адом, где естественные плотские наслаждения оборачиваются мучительными неутоляемыми желаниями, где яблоки познания могут убить, а светлая книга читается исподтишка и не просвещает. Это не contemporary dance, не пантомима. Здесь пластика рук, ног, пальцев, торсов воплощает архетип нескончаемой человеческой жажды — без кукол, но в театре кукол.

Последним фестивальным спектаклем стала премьера екатеринбургских кукольников «Хармс». Странно, но она как будто прошла мимо взгляда жюри. И призы — мимо. Пока. Хотя, на мой взгляд, «Хармс» внимания заслуживает, как и подробного рассказа, который скоро будет на страницах нашего журнала.

Профессионалы сидели не только в жюри, но и в зале. Участ­ники фестиваля становились на спектаклях коллег публикой, пристрастной и бескорыстной, доброжелательной и объективной. Они тоже вынесли свой вердикт, который если и совпал с официальным итогом, то не глобально. Жюри отметило лауреатским званием художника и спец-дипломом дуэт в спектакле «О рыбаке и рыбке» из Петрозаводска. А участники фестиваля — актеры, режиссеры, руководители театров, критики — назвали своего абсолютного триумфатора, присудив премию «Признание» его режиссеру Яне Туминой. Кто видел — поймет и не забудет. Как не забылась до сих пор «Комната Герды» питерского театра «Особняк» того же постановщика, разделившая Гран-­при девятого «Петрушки...» с екатеринбургским «Дон Кихотом».

Родилась в решении жюри и новая номинация, в эти тяжелые времена вполне уместная: «Ангел­-хранитель фестиваля». Награда присуждена Светлане Учайкиной, министру культуры Свердловской области, чьи усилия — и министерские сейчас, и директорские прежде (шесть лет руководила екатеринбургским Театром кукол), и человеческие всегда — вложены в жизнь и развитие «Петрушки».

Маски на лицах участников были не только на сцене, когда это предполагало само действо. Куда ж без масок, если живет среди нас противный вирус. Они были особенными. Маски смеялись. Из черного фона, как из «черного кабинета», ярко выступала широченная красногубая и белозубая улыбка — улыбка Петрушки. Ее и увезли в свои театры кукольники. Десятый фестиваль завершился, «исчез», словно Чеширский кот, но не исчез из памяти, и улыбка осталась.

ИТОГИ Х МЕЖДУНАРОДНОГОФЕСТИВАЛЯ ТЕАТРОВ КУКОЛ «ПЕТРУШКА ВЕЛИКИЙ»

Специальные дипломы жюри
Фольклорному ансамблю фестиваля под управлением Оксаны Боднар (Екатеринбургский театр кукол);

Актерскому дуэту — Иван Луценко, Юлия Гореванова («Мама и я», Ульяновский театр кукол имени В. М. Леонтьевой);
Актерскому трио — Оксана Боднар, Татьяна Жвакина, Александр Шишкин («Колобок», Екатеринбургский театр кукол);
Актерскому дуэту — Олег Романов, Марина Збуржинская («О рыбаке и рыбке», Театр кукол Республики Карелия, Петрозаводск);
Организаторам первого офлайн фестиваля театров кукол 2020 года — Екатеринбургскому театру кукол.

Награды лауреатам
Премия «Признание»: лучший спектакль «О рыбаке и рыбке» (Театр кукол республики Карелия, Петрозаводск);

Лучший художник: Кира Камалитдинова («О рыбаке и рыбке»);
Лучшая актерская работа: Марк Шниттгер («Планета Эдем», Копродукция Марка Шниттгера и ассоци-ации Bühnenwerk e.V., Киль, Германия);
Лучший актерский ансамбль: «Ноктюрн для влюбленных» (Госу-дарственный театр кукол Удмуртской Республики, Ижевск);
«За воплощение поэзии Александра Башлачева средствами театра кукол» — Красноярскому театру кукол («Егоркина былина»);
Ангелу-хранителю Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий» — Светлане Николаевне Учайкиной;
Гран-при: спектаклю «Йуд орол» (Республиканский театр кукол Республики Марий Эл, Йошкар­-Ола)

https://www.muzkom.net/sites/default/files/kultural/7-83_web.pdf

 

К списку публикаций