ТЕАТР ИГРАЕТ «В АЛИСУ»

09
Июнь

Сказочная знаменитость по-новому переживает приключения с персонажами Страны чудес и Зазеркалья

Зеркало сцены — бесплотный прямоугольник, ограниченный аркой-порталом. Тот невидимый занавес, что отделяет театральное действо от многоглазого зала. А на самой сцене — зазеркалье. Алиса, которую придумал Льюис КЭРРОЛЛ, на днях снова туда попала, но уже не прямиком из классических книжек. Екатеринбургский Театр кукол создал собственную пьесу-фантазию (авторы Евгений СИВКО и Людмила ШЕГАЛ). Премьера состоялась в первый день лета, и всю эту июньскую неделю театр (ул. Мамина-Сибиряка, 143) играл новый спектакль «АЛИСА/ alice.net».
Девочка Алиса (Татьяна ЖВАКИНА) подросла и не в первый раз перечитывает книгу о своих сказочных авантюрах. В её обжитой викторианской детской реальность и фантазия не отделены друг от друга непреодолимым «зеркалом». Швейные и вязальные инструменты запросто станут птичками и освоят комод, как ветку дерева. Игрушечный белый Кролик усажен за чайный стол, а Шляпником будет шляпа. Вот и чашки ожили, затанцевали на скатерти. Не время пить чай? Ерунда, время чая и сказки наступает тогда, когда хочешь, — даже в не сказочные 11.00 утра, потому что начинается спектакль. Театр играет «в Алису», Алиса играет «в театр».
Театр кукол нафантазировал, что же приключилось с Алисой после того, как сказки уже стали книгой. Внедрение в «титул» спектакля компьютерного адреса — не эксклюзив для Екатеринбурга: уже несколько лет в Театре музыкальной комедии успешно идёт мюзикл «www.силиконовая дура.net». Затейливость названия премьеры в Театре кукол «АЛИСА
/alice.net» тоже оправдана на сцене. В новом театральном зазеркалье с Алисой происходят вполне технологичные чудеса. Вихрь погружения в глубины кроличьей норы обрёл зримый образ. Персонажи появляются не только в кукольном и живом, но и в анимационном виде. Визуальные эффекты поддерживаются интерактивностью зрителей в зазеркальных приключениях. Как в компьютерной игре: не нажмёшь клавишу вовремя — не выиграешь.
При этом и постановщик Евгений Сивко, и художник Юлия СЕЛАВРИ с помощью видеоинсталляций Александра ФЕДУСОВА доказывают юной публике, каким чудесным, интересным, страшным и радостным бывает незапрограммированный мир. В фантазиях театра (и Алисы) из клубков шерсти родится птичья стая, озабоченная судьбой вымирающего как вид и особь дронта Додо. В старом комоде открывается таинственный лаз. Домашний «Биг Бен» отсчитывает минуты «бравной ночи» спасения Страны чудес. Невероятная (огромная синяя бархатная) гусеница Оракул предсказывает, что может быть так, а может случиться этак…
Белый Кролик (Герман ВАРФОЛОМЕЕВ) и Безумный Шляпник (Роман ЕСИН) — разнохарактерные такие парни, гармонично и забавно дополняющие друг друга. Длинноухий и тот, что в шляпе, попали в беду: в мусорный ящик. Вместе с книгой об Алисе. Доктор Борнглэйд (Анатолий ГЕРАСИМОВ), он же жуткий Бормоглот, «лечит» Алису строгим режимом, где такой бесполезности, как театр, не должно быть места. Но Алиса (Татьяна Жвакина) говорит: «Нет!» Сама принимает храбрые решения и сама получает волшебный дар. А старые друзья вместе с мышкой Соней (Татьяна АХЛЮСТИНА), которая хоть и слегка в маразме от спячки, но порой вносит рациональное зерно в происходящую суету, направляют Алису к истине.
В течение «бравной ночи» по-театральному впечатляет встреча с вздорной Королевой (Галина ДЕЙКИНА) и галантным Советником (Валерий БАХАРЕВ). Трепетная царственная особа в грандиозном парике ласково приказывает отрубить голову двум балбесам в шотландских нарядах — Труляля и Траляля (Валерий ПОЛЯНСКОВ и Алексей ПОЖАРСКИЙ). Тут же изысканный королевский сотрудник (за мгновение!) превращается в устрашающее «накаченное» существо с бойцовской пластикой и раскладным топором. Алиса тоже меняется на глазах, но иначе: из большой девочки становится маленькой куклой и наоборот. Шотландцы и Соня — тантамарески: ножки кукольные, нечеловечески малый рост, а торс и лицо — живые. Чеширский Кот является улыбкой на прозрачном занавесе и собственной персоной (Евгений Сивко). А тот самый Бормоглот — в финале: просто здоровенная башка без туловища… Как выясняется, неумная в своих ужасных амбициях головушка.
Всё может быть «чудесатее и чудесатее», если не отрекаться от драгоценного дара фантазии. Если творить собственный театр с помощью испытанных сказкой друзей. Алиса в спектакле и его создатели не проговаривают эту «мораль», они действуют.

Фото Екатерины Титовой, ВЕЧЕНИЙ ЕКАТЕРИНБУРГ

К списку публикаций