ЮЛИЯ СЕЛАВРИ. ПОРТРЕТ НА ФОНЕ КУКОЛ

18
Ноябрь

С 10 по 14 сентября в Екатеринбурге уже традиционно прошел международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий». В этом году у фестиваля юбилейная дата — он проводился в десятый раз. Свои работы на нескольких сценических площадках города показали артисты из России, Германии, Франции. Жители уральской столицы и ее гости смогли увидеть различные по своим жанрам и возрастной направленности постановки. Настоящим событием фестиваля стала выставка главного художника Екатеринбургского театра кукол Юлии Селаври «С куклами по пути», прошедшая этой осенью в «Синара Арт» — галерее современного искусства уральской столицы.

Не так уж часто можно увидеть работы художника театра кукол вне сцены, особенно в музейных залах. Безусловно, это диктует специфика данного вида творчества. Но, быть может, именно музейная выставка и позволяет взглянуть на сценографию спектакля вне театральных подмостков по-особому, увидеть что-то новое в привычном. Макет декорации, костюм, кукла — все, что создает в театре художник, становится со временем своеобразным артефактом, позволяющим спустя годы воссоздать историю самого мимолетного из искусств.

Не будет преувеличением сказать, что художник театра кукол — профессия редкая и уникальная. Мастер, оформляющий кукольный спектакль, не только создает вместе с драматургом и режиссером сценическое решение пьесы, но и пластический образ куклы — актера. Здесь художнику важно не только воплотить в сценографии общий художественный замысел постановки. В отличие от спектакля драматического, в котором живой актер основное действующее лицо, в кукольном главное — наделить героя пьесы (куклу) человеческим характером и душой, что очень важно для восприятия зрителя, особенно младшего возраста. Так часто бывает, что современные театральные художники «в погоне» за новомодными веяниями искажают суть пьесы минимализмом в сценографии, забывая про классические, традиционные формы оформления спектакля. Екатеринбургский театр кукол не раз доказывал своими постановками, что и классику можно наделить современным звучанием.

Художнику вместе с режиссером-постановщиком необходимо найти в данном случае такой угол преломления, чтобы не исказить при этом суть пьесы и создать ее новую интерпретацию. Главный художник Екатеринбургского театра кукол Юлия Селаври своим самобытным творческим дарованием и уникальным художественным почерком вполне подтверждает этот постулат. Работы Юлии Владимировны всегда своеобразны, заражают оптимизмом и завораживают мистической привлекательностью, присущей этому виду театрального искусства. Творческая биография художника Юлии Селаври неразрывно связана с художественной жизнью Свердловска-Екатеринбурга. Именно здесь мастер делала свои первые творческие шаги: вначале в качестве художника-оформителя в творческо-производственном комбинате художественного фонда, затем заведующей художественно-постановочной частью, художником-постановщиком Екатеринбургского театра кукол, а с 2003 года — главный художник театра. Профессиональное образование Юлия Селаври получала в художественном училище им. И.Д. Шадра, на факультете искусствоведения и культурологии УрГУ имени А.М. Горького (ныне УРФУ им. Б.М. Ельцина) и в СанктПетербургской театральной академии (ныне РГИСИ), которую закончила по специальности «художник-сценограф театра кукол». Юлия Владимировна член экспертного совета и оргкомитета Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий»; член Союза художников и Союза театральных деятелей России, а также старший преподаватель кафедры театра кукол ЕГТИ.

Авторы выставки воссоздали волшебный мир театра кукол, попадая в который, сам невольно становишься героем сказки. Экскурсия по этому миру своего рода игра, а ее участники — посетители выставки — должны пройти по своеобразному лабиринту загадочных историй. Художник-постановщик Юлия Селаври словно приоткрывает завесу тайны создания своих персонажей — кукол. Каждая из них индивидуальна не только по своим техническим возможностям, но и образности характера. Кукла Калифа Хасида из сказки «Калиф-аист» обладает внешностью грозного восточного правителя, а Селим-грамотей, наоборот, доброго мудреца-ученого. Спектакль «Калиф-аист» (премьера состоялась 22 сентября 2017 года) — восточная сказка Вильгельма Гауфа, великолепно воплощенная на сцене Екатеринбургского театра кукол режиссером Евгением Сивко, композитором Кириллом Лихиным, коллективом актеров и художником-постановщиком, каждый раз собирает полный зал. Сценография этого спектакля необычна своими сложными и в то же время очень образными художественными решениями: в ней использованы различные виды кукол: тантамареска, верховая, маппетная, сложные сценические механизмы, а также костюмы героев, актеров «живого плана». Атмосфера экзотичного и таинственного Востока создается с помощью видеопроекции и художественного света, прекрасно дополняющих общее художественное решение постановки.

Жанры спектаклей, к которым Юлия Селаври создала куклы и эскизы декораций, разнообразны: от театральной фантазии по произведению Льюиса Керолла «Алиса/аlice.net» до трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Постановки, оформленные Юлией Владимировной, никогда не оставляют равнодушными ни зрителей, ни критиков. Среди них «Карлсон, который живет...» (премьера 1 июня 2016 года). Жанр спектакля — городская сказка. Декорации этой постановки погружают зрителя в круговерть бесконечных проказ и шалостей маленького смешного человечка и его друга Малыша. Действие происходит то на чердаке — в домике Карлсона, то переносится в квартиру семьи Малыша. На первый взгляд, сложная задача — разместить на сцене разные пространства, где живут герои истории шведской сказочницы Астрид Линдгрен. Юлия Селаври сумела создать с помощью ярусной конструкции среду для персонажей, в каждом из которых разворачивается определенный сюжет истории.

Куклы к этому спектаклю по-своему уникальны, потому что представляют собой характеры и индивидуальность каждого из героев сказки. Один из таких персонажей Фрёкен Бок — экономка семьи Сватенсон и воспитательница Малыша своей важностью и авторитетностью в делах домашнего хозяйства словно дает понять, что ее место не на кухне, а в центре событий. Быть может, поэтому в экспозиции Фрёкен Бок отведена специальная ниша. Здесь «в меру упитанная женщина в самом расцвете сил» вся в окружении домашнего уюта, попивая горячий шоколад, занята просмотром телепередач.

Спектакль «Алиса/аlice.net» — театральная фантазия по произведению Льюиса Керолла. Сказка знаменитого английского писателя на сцене Екатеринбургского театра кукол — своеобразная авторская интерпретация ее постановщиков, создавших на сцене волшебную историю, полную чудес и превращений. Образ Алисы и других персонажей литературного произведения Керолла, представлены в экспозиции куклами и акварельными эскизами к ним. Огромная, почти в человеческий рост, кукла Оракула, фигура самой Алисы, птица Додо, которые стали музейными экспонатами, в художественном пространстве галереи получили новую «жизнь».

Отдельный зал выставки посвящен спектаклю «Ромео и Джульетта». Об этой постановке, так же, как и о еесценографии, стоит сказать отдельно. Трагическая история веронских любовников в стиле dance macabre стала своего рода театральным экспериментом — такие произведения редко ставят на сцене театра кукол. Спектакль — лауреат областного фестиваля «Браво!» в 2014 году как «Лучший спектакль в театре кукол» и «Лучшая работа художника в театре кукол». Белорусский режиссер Олег Жюгжда и Юлия Селаври воплотили на сцене средневековое представление, наполненное гротеском и мистикой. Персонажи трагедии все время находятся в центре загробного мира, оковы которого может разрушить только настоящая любовь.

Часть этого таинственного и страшного мира — сцена из спектакля — органично вписалась в пространство зала галереи «Синара Арт», где и проходила выставка.

Нынешнюю выставку можно назвать ретроспективной. В экспозиции представлены куклы, созданные Юлией Селаври к пяти различным спектаклям из репертуара екатеринбургского театра кукол. Работы Юлии Владимировны известны и в России, и за рубежом. Свой взгляд на художественное решение спектаклей мастер находит вместе с режиссером, создавая при этом самобытные образы героев пьесы. Екатеринбургские зрители хорошо знают и любят работы этого художника. Куклы мастера, особенно в детских спектаклях, всегда вызывают восторг у малышей. А взрослые, уже искушенные зрители, подобно детям, сопереживают героям, созданным Юлией Селаври. Может, в этом и есть призвание настоящего мастера — волновать сердца зрителей.

Журнал "Музей", №10

К списку публикаций