Герман Борисович Варфоломеев

актер

Заслуженный артист РФ

Дата рождения: 06.12.1962

/6.12.1962 - 28.07.2023/

Годы творчества в театре – 1988 по 2023.

Место рождения:  г. Уфа, респ. Башкортостан
Образование: Екатеринбургский государственный театральный институт, специальность «Актер театра кукол» (с отличием), мастер курса засл.арт.РФ Дейкина Г.И.
Творческая деятельность
: Заслуженный артист РФ, ведущий актер Екатеринбургского театра кукол. В совершенстве владеет мастерством кукловода и не менее успешно исполняет роли драматического плана. Он способен глубоко проникнуть в суть художественного образа, найти яркий пластический рисунок роли, обладает прекрасными вокальными данными. Участие Варфоломеева в спектакле – это несомненный гарант того, что режиссер получит для работы мыслящего тонко чувствующего актера, способного выполнить задачу любой сложности, а зритель увидит блестящую работу, которая надолго останется в памяти.  Одной из ярких актерских работ Германа Борисовича можно считать Пьеро в спектакле «Картинки с выставки» (1996г., реж. А. Борок, С. Плотов), удостоенном многих премий и наград, в том числе, и Национальной театральной премии «Золотая Маска». Этот спектакль вот уже 26 лет является украшением репертуара Екатеринбургского театра кукол. Получили высокую оценку критиков и могут служить образцами актерского мастерства его Клавдий в спектакле «THE HAMLET (Деревня)» (2003г., реж. А.Борок) и Клиневич в спектакле «Бобок» (2006г., реж. Г. Лифанов). Несомненной творческой удачей Г.Варфоломеева является исполнение роли господина Шмеля в спектакле «Грибуль-простофиля и господин Шмель» (2010г., реж. Э.Валантен). Этот совместный проект Екатеринбургского театра кукол и театральной компании Эмили Валантен (Франция) стал Номинантом национальной театральной премии «Золотая Маска» в четырех номинациях, в том числе, в номинации «Лучшая работа актера в театре кукол».
В спектакле «Маленькие трагедии» (2012г., реж. С. Ягодкин) сцена «Моцарт и Сальери» практически безупречна, и во многом благодаря высочайшему мастерству, проявленному Варфоломеевым в исполнении роли Сальери. Можно с уверенностью утверждать, что работа Варфоломеева в этом спектакле стала этапной на пороге его 25-летнего служения театру кукол и в полной мере раскрыла масштаб дарования и широту творческого диапазона.
Очередной большой творческой победой актера можно считать участие в спектакле «Ромео и Джульетта» (2014 г., реж. О. Жюгжда). Здесь Герман Варфоломеев выступает в роли брата Лоренцо. Но спектакль сконструирован сложно: куклы каждого из персонажей переходят от актера к актеру, работая на метафору круговорота человеческой жизни, ее цикличности, неизбежности смерти. Его Бенволио – юный раздолбай, близкий по духу молодому зрителю. Предсмертный текст Ромео звучит в исполнении Варфоломеева удивительно точно, проникновенно.
Артист не боится идти на эксперимент, пробуя новые для себя формы работы. В 2016-ом году по инициативе литературно-публицистического журнала «Урал» Варфоломеев вместе со студентами ЕГТИ участвовал в читке пьесы О. Богаева «Пикассо». Используя только возможности своего голоса, мастерски работая с интонациями, Варфоломеев выступил в роли гениального художника. В процессе подготовки он сблизился со студентами, вел их, давая профессиональные советы, направляя будущих артистов. Этот опыт оказался настолько удачным, что в 2017-м читка с аншлагом повторилась уже на сцене Екатеринбургского театра кукол в рамках третьего литературного фестиваля «Толстяки на Урале». В декабре 2017 года Герман Борисович отметил свой юбилей – 55 лет – еще раз представив зрителям историю о Пикассо.
В спектакле «Дон Кихот» (2018 г., реж. и худ. В. Плотников) Герман Варфоломеев получил возможность раскрыться как артист поющий. Блестящее актерское исполнение песен создает необходимый объем, подкрепляя визуальные образы, усиливая их, давая зрителю дополнительные возможности как для знакомства с авторскими ассоциациями относительно книги Сервантеса, так и для создания ассоциаций собственных.  Актерский голос является полноправным участником спектакля, в полной мере служит воплощению художественного замысла.  
В 2022 г Герман Борисович стал Номинантом Национальной театральной премии «Золотая Маска» за исполнение роли Акакия Акакиевича Башмачкина в спектакле «Гоголь.Триптих» (Режиссер Игорь Казаков). 

Премии и награды: Лауреат премии «Браво!» в номинации «Лучший ансамбль» в 1997 году (спектакль «Картинки с выставки»); в номинации «Лучшая мужская роль» в 2004 году (Клавдий в спектакле «The Hamlet»); в номинации «Лучшая роль в театре кукол» в 2011 г. (Господин Шмель в спектакле «Грибуль-простофиля и господин Шмель»); в номинации «Лучшая роль в театре кукол» в 2013 г. (за роли в спектакле «Маленькие трагедии»); в номинации "Лучший актерский дуэт в театре кукол" в 2019 г. (спектакль "Дон Кихот")
Лауреат III Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий» в номинации «Лучшая мужская роль» (Клиневич в спектакле «Бобок»), 2006 г. Также эта работа отмечена Премией Губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства»;
Почетная Грамота Министерства культуры Свердловской области (2007 г.);
Почетная Грамота Управления культуры Администрации г. Екатеринбурга (2007 г.);
Благодарность Свердловского регионального отделения Союза театральных деятелей России (2007 г.);
Лауреат VIII Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий» в номинации «Лучший актерский ансамбль» (спектакль «Ромео и Джульетта») (2016 г.).
Почетная грамота СТД РФ (2017 г.).
Лауреат премии губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства (2019 г.)
Благодарственное письмо Министерства культуры Свердловской области (2022 г.)


Участие в репертуаре

Господин Шмель
Командир спасателей
Февраль, Профессор
Текст от автора
Дроссельмейер, Звездочет
Шут
Волшебник Оз, Мышь-министр, Страж ворот Изумрудного города
Пес Тило
Егор, Инженер, Доктор, Генерал-губернатор
СГАНАРЕЛЬ, сын Педрильо
Пьеро
Петр Николаевич Сорин, помещик
Клавдий
Соловей
Герцог де Маликорн, Мастер Нинош
Кот Базилио
Порфирий Владимирович Головлев
Медведь
Участники концерта
Белый Кролик
Жид, Барон, Сальери, Председатель
Носорог
Доктор Дуллитл
Монах Лоренцо, Бенволио
Пикассо
В спектакле заняты
Архиепископ
Страшила

Пресса

"ГРИБУЛЬ" НА "МАСКЕ"

Телеканал "КУЛЬТУРА", "Новости культуры", ночной выпуск 1.04. 2011

АЛИСА В СВОЕМ УМЕ

Екатерина ШАКШИНА, журнал КУЛЬТУРА УРАЛА, № 6 (12), 2013 г.

БАШМАЧКИН, КОПЕЙКИН, ПОПРИЩИН...

Екатерина ШАКШИНА, журнал КУЛЬТУРА УРАЛА, № 6 (102), июнь 2022 г.

БЕДНЫЕ РОДСТВЕННИКИ И РАВНЫЕ СРЕДИ РАВНЫХ

Владимир СПЕШКОВ Самара - Екатеринбург - Челябинск , газета ЧЕЛЯБИНСКИЙ РАБОЧИЙ, 23 сентября 2010 г

БЕНДЖАМИН БАТТОН, ТРЕПАНАЦИЯ ЧЕРЕПА И ГОВОРЯЩАЯ РЫБЬЯ ГОЛОВА

Анастасия БАЙМУРЗИНА, портал КУЛЬТУРА.ЕКАТЕРИНБУРГ.РФ, 03.06.2022 г.

БЕССМЫСЛЕННЫЙ И БЕСПОЩАДНЫЙ

Лидия ФРИЦЛЕР, ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ, 29 сентября 2022

В ЕКАТЕРИНБУРГЕ ПОКАЗАЛИ НОВУЮ ПОСТАНОВКУ ПО ГОГОЛЮ

Ольга МЕДВЕДЕВА, РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 29.05.2022 г.

В ЕКАТЕРИНБУРГЕ ПОКАЗАЛИ СПЕКТАКЛЬ, СДЕЛАННЫЙ В СОДРУЖЕСТВЕ РОССИЯНАМИ И БЕЛОРУСАМИ

Ольга МЕДВЕДЕВА, РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 09 июня 2022 г. №21 (1033) Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск

ВАРФОЛОМЕЕВСКИЙ ДЕНЬ

Семён ВЯТКИН, журнал КУЛЬТУРА УРАЛА, №10 (106), декабрь, 2022 г.

ВИДИМАЯ ИСТОРИЯ, НАПИСАННАЯ НЕВИДИМЫМИ ЧЕРНИЛАМИ

Анастасия МОШКИНА, сайт КУЛЬТУРА.ЕКАТЕРИНБУРГ.РФ, 01 Марта 2018

ВОЗВРАЩЕНИЕ КАК ПРЕМЬЕРА

Екатерина ШАКШИНА, журнал КУЛЬТУРА УРАЛА, №1 (107), январь, 2023 г.

ВОЛШЕБНАЯ ИГРА МЕТАМОРФОЗ

Наталья СУББОТИНА, газета ВЕЧЕРНИЙ ЕКАТЕРИНБУРГ, 13 апреля, 1999 г.

ВОЛШЕБНЫЕ КУКЛЫ ГЕРМАНА

Екатерина ШАКШИНА, газета ВЕЧЕРНИЙ ЕКАТЕРИНБУРГ, 14 декабря 2012

ГЕРМАН ВАРФОЛОМЕЕВ: «ЭТО УЛЫБКА СУДЬБЫ МОЕЙ»

Марфа НЕКРАСОВА, газета фестиваля «Золотая Маска» №3 (23.03 – 04.04 2011 г.)

ГЛОБАЛЬНАЯ СКАЗКА НА КАМЕРНОЙ СЦЕНЕ

Ирина Киселёва «ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН», апрель 2010 г.

ГРИБУЛЬ — ЭТО Я

Галина БРАНДТ. ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ, июнь 2010 г.

ДОМ, ГДЕ ИГРАЮТ В КУКЛЫ

Лариса НЕМЧЕНКО. Журнал ВИТТА №19 (1998)

ЖИВ, ПЕТРУШКА!

Лариса ПЕТРОВА. "ТЕАТРАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЕКАТЕРИНБУРГ. Культурные события Урала". 25 июня 1999 г.

ЗА БОЛЕВЫМ ПОРОГОМ

Мария ЗЫРЯНОВА, портал КУЛЬТУРА-УРАЛА.РФ., 2.06.2022 г.

ЗАКУЛИСЬЕ. РАБОТА С КЛАССИКОМ

КУЛЬТУРМУЛЬТУР. Новости культуры. Афиша мероприятий. Рецензии. Интервью. Спецпроекты. Фотографии. 14 мая 2012

ЗНАКОМЬТЕСЬ — ПРОСТОФИЛЯ ГРИБУЛЬ!

Алла ЛАПИНА, газета УРАЛЬСКИЙ РАБОЧИЙ №216 (27400), 20 ноября 2009 г.

И СМЕХ, И СМЫСЛ, И КУРАЖ

Дарья МИЧУРИНА, САЙТ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ, 20 Декабря 2016

КТО ЕСТЬ КТО

Анна НЕКРЫЛОВА, Анна ИВАНОВА. ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ, № 17, март 1999 г.

КУКЛЫ ИГРАЮТ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Марина ШЕЛЕПОВА, газета УРАЛЬСКИЙ РАБОЧИЙ, 10 июня 2015 г.

МАГНИТОГОРСКИЙ РЕЖИССЁР ПРЕДСТАВИЛ ЗРИТЕЛЯМ "МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ"

Наталья ПОДКОРЫТОВА, ОБЛАСТНАЯ ГАЗЕТА, 6 июля 2012 г.

НА ТЕАТРАЛЬНЫХ ЧАСАХ — БЕЗ ДЕСЯТИ ВЕК

Семен ВЯТКИН, журнал КУЛЬТУРА УРАЛА, № 9 (105), ноябрь, 2022 г.

ПЕЧКА ИЗ ВАЛЕНКА

Алла ЛАПИНА, газета УРАЛЬСКИЙ РАБОЧИЙ, спецвыпуск Парк культуры, 26 сентября 2012 г.

ПРИДУМАТЬ ИМЯ ДЛЯ ПРИНЦЕССЫ

Екатерина ШАКШИНА, газета ВЕЧЕРНИЙ ЕКАТЕРИНБУРГ, 20 декабря 2016 г.

РОМАНТИЗМОМ ПО КАПИТАЛИЗМУ. ПОЭЗИЕЙ ПО «ПРОЗЕ»

Лев ЗАКС. ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ, июнь 2010 г.

СПЕКТАКЛИ ВПИТЫВАЮТ В СЕБЯ НОВЕЙШИЕ МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Станислав СОЛОМАТОВ, ОБЛАСТНАЯ ГАЗЕТА, 11 января 2013

ТЕАТР ИГРАЕТ «В АЛИСУ»

Екатерина ШАКШИНА, газета ВЕЧЕРНИЙ ЕКАТЕРИНБУРГ, 8 июня 2013 г.

ШЕКСПИР ТАНЦУЕТ ПЛЯСКУ СМЕРТИ

Екатерина ШАКШИНА, журнал КУЛЬТУРА УРАЛА, №(9)25 ноябрь 2014 г.

ШМЕЛИНЫЙ ЗАМОК В САЛОНЕ РОМАНИСТКИ

Екатерина ШАКШИНА. газета ВЕЧЕРНИЙ ЕКАТЕРИНБУРГ №262 (14807), 20 ноября 2009 г.

«ГРИБУЛЬ» С ФРАНЦУЗСКИМ АКЦЕНТОМ

Алла ЛАПИНА, УРАЛЬСКИЙ РАБОЧИЙ № 39 (27468), 6 марта 2010 г.

«ДОН КИХОТ»: EX LIBRIS ТЕАТРА, ИЛИ СОН-КИХОТ С ШИРОКО ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ

Кира ОСИПОВА, журнал КУЛЬТУРА УРАЛА, № 3 (59), март 2018 г.

«ЙОРИКИ» И ЛЮБОВНИКИ

Екатерина ШАКШИНА, газета ВЕЧЕРНИЙ ЕКАТЕРИНБУРГ, 25 октября 2014 г.

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА» С ПРИКЛЮЧЕНИЯМИ И ОТКРЫТИЯМИ

ЕкатеринаШАКШИНА, газета ВЕЧЕРНИЙ ЕКАТЕРИНБУРГ № 185 (15322), 28 сентября 2011 г.

«СЛУЖУ ЛЯЛЬКАМ...»

Екатерина ШАКШИНА, газета ВЕЧЕРНИЙ ЕКАТЕРИНБУРГ, 21 сентября 2012