КАК ПЕТРУШКА ПЕТРУШКУ ПОГОНЯЛ

18
Август

О спектакле Екатеринбургского театра кукол «История города в куклах»

На фестивале уличных театров «Лица улиц» в Парке Маяковского Екатеринбургский театр кукол показал премьеру «История города в куклах». Спектакль сделан к 300-летию Екатеринбурга и рассказывает о его долгой жизни в жанре то ли балаганного театра, то ли театрального капустника. Ключевых персонажей местной истории играют переодетые перчаточные Петрушки, звучит живой оркестр, а шарманщик Степан Роскош травит смешные байки, понятные только екатеринбуржцам.

На сцене SoundPark премьера спектакля «История города в куклах» смотрелась очень органично. В атмосфере фестивального праздника и летнего блаженного ничегонеделанья балаганный шум в этой части Парка Маяковского казался чем-то разумеющимся. На низкой сцене разместилось некое подобие вертепа, вокруг – музыканты живого оркестра, которые сопровождали действие обаятельным миксом из аранжировок на советские и собственно уральские, родыгинские, песни. В этот вечер Екатеринбургский театр кукол предъявил свои самые неожиданные таланты: актриса Оксана Боднар, которую мы знаем также как прекрасную вокалистку, играла на блокфлейте, аккордеоне, металлофоне, рожке и кларнете, звукорежиссер Ирина Варченя потрясающе справлялась с ударными, а монтировщики Игорь Литвинов и Иван Расторгуев просто шокировали: первый исполнял музыку на ирландской лютне, второй – на бас-гитаре. Рассказывал историю Екатеринбурга в стихах и куклах шарманщик – обаятельнейший Степан Роскош. Он жонглировал известными фактами, расхожими цитатами, знаковыми топонимами и культурными тегами, виртуозно упакованными авторами пьесы Евгением Сивко и Семеном Вяткиным в мемы, в живое, разноцветное, как ярмарочный день, повествование.

«Кто мы, откуда, куда мы идем?» – эти сакраментальные вопросы, несколько лет назад появившиеся благодаря Тимофею Раде на крыше Приборостроительного завода, стали лейтмотивом спектакля вместе с вопросом «А мы не переигрываем?», который возникал, когда юмор подходил к опасной черте. Эти повторы задавали ритм, подгоняли действие и ставили его на секундную паузу, придавая балаганным дурачествам философскую высоту или особую политическую остроту. Жанр карнавального представления был задан сразу, и следовали ему создатели спектакля до конца. Сатира и площадной юмор помогли снизить градус пафоса, которым грешат, порой, большие городские события и юбилейные посвящения. И зритель, кажется, это оценил. Здесь всех исторических персонажей играли 14 Петрушек, созданные художником театра, лауреатом премии «Браво!» Юлией Селаври. Они рядились в отцов-основателей, в Екатерину Великую, в Мамина-Сибиряка и Решетникова, Менделеева, Бажова, Якова Свердлова и братков из 90-х. Их голосами, а точнее голосами молодых артистов Театра кукол Анастасии Зыряновой, Егора Лунёва и Евгения Зимукова, произносились шутки, вызывавшие у публики взрывы хохота. Например, Татищев с де Генниным хвалились тем, что в память о них в городе осталось: именем одного названа центральная улица, именем второго «очень перспективные пикули». Хармсовский сюжет – кто из основателей кто (действительно, мало, кто из горожан знает, как выглядели Татищев и де Геннин) – разыгрывался с помощью кукол и передвижных картинок, анимированных портретов, в нижней части «вертепа».

Изобретательное сочетание объемного и плоскостного форматов, театрального кукольного действия в верхней части и работы с изображениями – в нижней позволяло держать внимание зрителя, помогало ему переключаться и при этом обеспечивало плотность и разнообразие визуального контента. Этот приём использовался еще в нескольких сюжетах: о Невьянской башне, которая наклонилась, как Пизанская, о Пушкине, у которого закипел мозг, пока он слушал дурацкие разговоры Мамина-Сибиряка и Решетникова. Юмор, порой, острый («Как бывший мэр на пробежку собирается? – раздаются звуки полицейской сирены»), адресован горожанам, он обращается к их локальной памяти, понятному им жизненному контексту. И в этом, наверное, главное достоинство спектакля режиссёра Евгения Сивко. «История города куклах» разговаривает с Екатеринбургом и его жителями на одном языке. Она вместе с ними иронизирует («здесь самое короткое в мире метро»), смачно ругается («Ирбит твою Тавда»), показывает задницу хамам и наглецам (как персонаж Екатерины Великой), перечисляет достопримечательности различного розлива под аранжировку песни «Это ты, мой город Москва» (композиторы Лариса Паутов, Кирилл Лихин).

Удивительно, как сквозь ярмарочное карнавальное действие, пропитанное смехом, просвечивает интеллигентная природа его создателей. Их трогательная влюбленность в родной город, его жителей, его историю. И конечно, в кукол. Посмотреть спектакль можно 16 и 17 августа 2023 года в 19.00 на Малой сцене Екатеринбургского театра кукол. После этого он станет частью репертуара.

 Источник: https://культура.екатеринбург.рф/common_content/item/theater_post/894

К списку публикаций